Суббота, 20.04.2024, 01:37
Приветствую Вас, Гость

Веб-страница Силкиной Елены Михайловны

Формирование полоролевой социализации у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Воспитатель  Силкина Е. М.

МКДОУ №3 «Радуга»  

 Гендерное воспитание 

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.  Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. 

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние  психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными  и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Наблюдая за детьми, я  заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Известно, что в жизни дошкольников значительное место занимают игры. В них ребенок разыгрывает те или иные ситуации из окружающей действительности, овладевает определенными умениями и навыками. Отдавая должное воспитывающему и развивающему влиянию игр на ребенка. В процессе их дети в игровой форме отражают элементы повседневной жизни семьи. В результате они получают дополнительную возможность для закрепления своих знаний о признаках половой принадлежности.

Главное же их значение состоит в том, что они дают детям возможность в игровой форме подражать взрослым, усваивать доступные ребенку внешние проявления ролей отца, матери и других членов семьи.

Содержание игр детей в детском саду у меня вызвало тревогу:  некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели  самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы, начать с младшей группы о необходимости создания  условий для гендерной социализации  детей через игровую деятельность. Реализация интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды.  Я  в своей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отвела  разное пространство. Игрушки для детей подобраны с учётом полового признака.   

В группе создано много уголков. Например, мальчики  играют  в  уголке «Железная дорога» и они  используют  необходимые атрибуты для игры:  конструктор, машинки, поезда и т.д.  Девочки играют чаще в таких уголках, как «Семья», «Салон красоты», «Врач» «Магазин». Мальчики предпочитают  конструировать и моделировать, развивая творческие способности. Но главную роль сыграли дидактические игры «Волшебный цветок», где дети говорили друг другу комплементы. Н- р: Таня самая добрая; Саша весёлый и т.д. Игра «Волшебные слова», «Передай мяч», «Какая мама, какой папа», «Ванечка и Танечка»- две куклы разного пола, найди их. Мальчики- Ванечку, девочки- Танечку (или наоборот) и т. д. 

Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. В туалетной комнате имеются картинки, которые позволяют определить девочки на право, мальчики  налево.  

Ведётся работа по  культуре поведения и общения детей, в средней группе  мальчики стали более внимательными к девочкам (уступают место, пропускают вперёд, помогают им). А девочки стали доброжелательными по отношению к мальчикам (благодарят их). 

С целью педагогического  и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформляется наглядная информация «Воспитание девочек. Воспитание мальчиков», «Памятка для родителей» «Какие книги читать мальчикам, девочкам». Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности . Создан альбом на тему «Что делает папа, что делает мама». Проводится праздник Матери. Проведён  конкурс среди детей «Портрет мамочки».

Ведётся систематическая работа, которая направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре.Наработанный мной опыт  будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем!