Веб-страница Силкиной Елены Михайловны |
Формирование полоролевой социализации у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Воспитатель Силкина Е. М.
МКДОУ №3 «Радуга»
Гендерное воспитание
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Известно, что в жизни дошкольников значительное место занимают игры. В них ребенок разыгрывает те или иные ситуации из окружающей действительности, овладевает определенными умениями и навыками. Отдавая должное воспитывающему и развивающему влиянию игр на ребенка. В процессе их дети в игровой форме отражают элементы повседневной жизни семьи. В результате они получают дополнительную возможность для закрепления своих знаний о признаках половой принадлежности.
Главное же их значение состоит в том, что они дают детям возможность в игровой форме подражать взрослым, усваивать доступные ребенку внешние проявления ролей отца, матери и других членов семьи.
Содержание игр детей в детском саду у меня вызвало тревогу: некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.
В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.
Всё это позволило мне сделать выводы, начать с младшей группы о необходимости создания условий для гендерной социализации детей через игровую деятельность. Реализация интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. Я в своей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отвела разное пространство. Игрушки для детей подобраны с учётом полового признака.
В группе создано много уголков. Например, мальчики играют в уголке «Железная дорога» и они используют необходимые атрибуты для игры: конструктор, машинки, поезда и т.д. Девочки играют чаще в таких уголках, как «Семья», «Салон красоты», «Врач» «Магазин». Мальчики предпочитают конструировать и моделировать, развивая творческие способности. Но главную роль сыграли дидактические игры «Волшебный цветок», где дети говорили друг другу комплементы. Н- р: Таня самая добрая; Саша весёлый и т.д. Игра «Волшебные слова», «Передай мяч», «Какая мама, какой папа», «Ванечка и Танечка»- две куклы разного пола, найди их. Мальчики- Ванечку, девочки- Танечку (или наоборот) и т. д.
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. В туалетной комнате имеются картинки, которые позволяют определить девочки на право, мальчики налево.
Ведётся работа по культуре поведения и общения детей, в средней группе мальчики стали более внимательными к девочкам (уступают место, пропускают вперёд, помогают им). А девочки стали доброжелательными по отношению к мальчикам (благодарят их).
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформляется наглядная информация «Воспитание девочек. Воспитание мальчиков», «Памятка для родителей» «Какие книги читать мальчикам, девочкам». Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности . Создан альбом на тему «Что делает папа, что делает мама». Проводится праздник Матери. Проведён конкурс среди детей «Портрет мамочки».
Ведётся систематическая работа, которая направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре.Наработанный мной опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем!