Понедельник, 29.04.2024, 04:56
Приветствую Вас, Гость
Веб-страница Буркацкой Яны Витальевны

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное  учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 «Радуга» г. Кирс   Верхнекамского района  Кировской области      

Деловая игра для педагогов  по теме «Формирование гендерных и этических представлений у детей дошкольного возраста  в  условиях  детского сада и семьи» 

Составила:   Буркацкая Я.В.   старший воспитатель.         

2013г.

Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются игрушки – кукла, машинка, кубики (по одной на каждом  столе). Игрушки накрываются тканью. Мультимедийная установка, презентация.

 Раздаточный материал: задания для групп,  буклеты, рекомендации. Мяч.

 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на 3 заседании экспериментальной площадки  с тем, чтобы посвятить время закреплению полученных знаний по  весьма актуальной проблеме современной науки - и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в ДОУ.  Надеюсь, что встреча будет не  только интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной - то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую  практику с детьми.

Мы проведём деловую игру, нам нужно, разделится на три группы. Каждый участник получил картинку, на которой  нарисованы либо машина, или  кукла и кубики. Просим к тому столу, что изображено на картинке.  

Задание 1.

1.     Группа    «Кукла»     расскажет,   почему речь идет о гендерном, а не полоролевом воспитании? В чем разница? (слайд 2)  

Когда - то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.  На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначаетсоциальный пол, пол как продукт культуры. 

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план.

Половое воспитание   –  воспитание, основанное на знании, прежде всего на физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих. 

1. Подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
2. Призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
3. Знакомство   ребенка со строением   человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.
Половая (гендерная) дифференциация – осознание   и усвоение  ребенком своей половой   принадлежности.
Понятие «гендерное воспитание   » используется  в  педагогике.
Под  «гендером» понимается социальный  пол человека,  формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между   мужчинами (мальчиками)  и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.    

2.Группа «Машинка» ответит на вопрос: Как же заметить, что у ребёнка не сформирована гендерная  идентичность? (слайд 3) 

В.Е.Каган, считает, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребёнка: 

  • Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;
  • Стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
  • Активно выраженное желание изменить своё имя и пол;
  • Рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает, как представитель другого пола;
  • Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др. 

3.Группа «Кубики» ответит на вопрос: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? (слайд 4)

 Расположим  участников   гендерного   воспитания   ребенка по   степени их важности: 

1. Семья.   Ребенок    копирует   своих родных,    особенно стараясь   во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. 

2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д. 


Задание 2. (слайд 5)

Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек» 

На экране прописаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги  должны расположить  их в соответствующих колонках, на скорость. 
Черты характера:  смелость,  доброта,  нежность, ласковость, мужественность, застенчивость, находчивость, отзывчивость, забота, решительность, стеснительность, красота, стремление помочь, кокетливость.  
Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционноженских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим),но и решимости, инициативности, умения отстаивать  свои интересы  и   добиваться результата.
В мальчиках нельзя воспитывать только мужские  качества, потому  что Действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. 


Задание 3.

1.     Группа «Кукла», какие методы и приёмы, рекомендуют для использования воспитателями по гендерному воспитанию? Привести примеры сюжетно – ролевых  игр, как для мальчиков, так и для девочек.  (слайд 6)

Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями:

  • сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…; 
  • беседы с использованием иллюстраций; 
  • чтение художественной литературы; 
  • проблемные ситуации с этическим содержанием; 
  • дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика,  одень девочку», «Что кому?».

2.     Группа «Машинка» вспомнить названия дидактических игр по гендерному воспитанию? Провести одну игру с мячом. (слайды 7 – 10)

3.     Группа «Кубики» Перечислить условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста.  Какая литература используется по данному направлению? (слайд 11)

1. Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». 
Сказки: «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь». 
2. «Маленькие умельцы и умелицы».
Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка». 
3. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». 
Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей»,  «Иван –      крестьянский сын и Чудо - Юдо», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака
4. «Мужской и женский этикет». 
Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица». 
5. «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы». 
Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с – пальчик»
Сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» «Каждый своё получил» (обработка Булатова), П. Ершова «Конёк-Горбунок», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассказов Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша», В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «На катке», «Плохо», «Три товарища», «Навестила», В. Карасевой«Новый товарищ», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Ю. Герман «Отец», Я. Аким «Бабушка болеет», Е. Серовой «Мамин день»;  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».         

Задание 4. (слайд 12)     

Игра-соревнование для педагогов. 

Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки,третья, которыми играют все.  Называют по очереди. Победит та команда, которая  больше видов игрушек назовет.

Вопрос педагогам:  Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

Мальчикам нужно играть  в куклы и мягкие игрушки.   Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д.   Отдельно хочется   сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин. 

 Задание 5. (слайд 13)

Решение педагогических задач.

 Ситуация №1:

Мальчик внимательно изучает девочку и наконец, задает вопрос:
- Он у тебя оторвался?
- Нет, не оторвался.
- Тебе делали операцию?
- Нет, у меня вообще не было…
- Интересное у тебя устройство…
Тут входит воспитатель. (На лице смятение). 
Вопрос: Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?  

Ситуация №2:

Ситуация в семье.
Мать:
-  Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать:
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец:
- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну):
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Ситуация №3:           

Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди,  поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять? 
- А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.  
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! 
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение? 

Вопрос:   

В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

Подведение итогов. 

Молодцы, сегодня все поработали хорошо, осталось обобщить всё выше   сказанное: (слайд 14)
1.    Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка? (половое  воспитание)
2.    Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это.. ? (гендерное воспитание)
3.    Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании? (семье)
4.    Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашей экспериментальной площадки?

Заполнение анкет педагогами.

Анкета для педагогов.

Ф.И. О.___________________________________________________________

Должность________________________________________________________

1.Раскрыта ли тема экспериментальной площадки?

2.Владеют ли участники площадки  новыми технологиями, методами, приемами?

3. В какой форме преподнесен материал?

4. Что вы взяли для себя?

5. Замечания, пожелания, рекомендации.   


Презентация «Формирование гендерных и этических представлений у детей дошкольного возраста  в  условиях  детского сада и семьи»